Илья Константинов (ivkonstant) wrote,
Илья Константинов
ivkonstant

Не устаревшее

Конечно, настоящее и не устаревает никогда. Но здесь - и вовсе удивительный случай. Дело не только в том, что тема - масленичная. Но и все остальное.

Такой банальный треугольник: Он, который любит ее, Она, которая любит другого. Он – трагическая фигура, зато народный любимец. Она – балерина. Возлюбленный балерины - (страшно сказать!) Арап убивает соперника. И вся любовь.

Но действующие лица – куклы. А с куклами тоже не все так просто, как и с людьми. Когда-то эта история на фоне русской Масленицы взорвала Париж. С тех пор прошло много лет, но история повторяется и повторяется снова. Повторяется в балете. Да и в жизни.

Есть такой знаменитый балет - "Петрушка". Написал его Игорь Стравинский для Дягилева сезонов в Париже - немного в лубочно духе. Это еще Стравинский "русского периода" уже не в России, но еще о России.

Сам балет "Петрушка" называется «Потешными сценами в четырех картинах», либретто – Александра Бенуа. Действие этого «балета-улицы» происходит в Петербурге 1830-х годов во время праздника Масленицы.

Балаган – слово когда-то без выраженного негативного оттенка. Балаган – это театр. Петрушка – кукла, казалось бы, солома да опилки. Этот традиционный персонаж влюблен в Балерину, та – в Арапа – такая вот у главного героя незадачливая любовь к недостижимому. Петрушка страдает от своего одиночества, и это одиночество глубже, чем просто отвергнутая любовь. На Адмиралтейской площади – карусели, ледяные горки, лавки с вкусностями, мужик с медведем, ухарь-купец, пляшущие кормилицы, ряженые – черт, коза, свинья.

На фоне праздничного гулянья разворачивается нешуточная драма. Маленький уродливый Петрушка убит своим счастливым соперником – свирепым Арапом. Хозяин театрика – Фокусник (или Шарлатан), а в сущности, обычный кукловод трясет перед толпой его телом, показывая народу, что Петрушка – всего лишь кукла, и нечего честному люду переживать. А кукла – и есть кукла, в лучшем случае может поплясать под дудку хозяина. Кукла – не человек, и эмоций у нее быть не может.

Он тащит «тело» Петрушки в театрик, но внезапно видит, что Петрушка (или его тень, дух, призрак) поднимается над балаганом. Петрушка грозит Фокуснику и дразнит его, «показывая нос». Фокусник в ужасе убегает от воскресшего Петрушки.

Вот так: Петрушка живет и дурачится, невзирая ни на каких фокусников. Петрушка живет и дурачится, но, конечно, и страдает тоже. Возможно, он живет в каждом из нас, или в некоторых, возможно, он просто живет в народном духе. В человеческой независимости, в наигранной покорности с последующим «показыванием носа» любым кукловодам. В таком случае – любые шарлатаны бессильны, а Петрушка вечен. Петрушка способен пережить всех фокусников – хозяев балагана. Именно он – самый реальный. Возможно, нечто подобное хотел сказать когда-то Игорь Стравинский, еще в 1911 году.

Вот здесь заключительная сцена - с Масленицей, убийством Петрушки Арапом, хитростями и фиаско Кукловода-фокусника.

Tags: музыка, праздники
Subscribe

  • (no subject)

    Почему они его так боятся? Это же настоящая загадка века. Сначала боялись произносить вслух его имя, как будто в имени его таится некая мистическая…

  • (no subject)

    Дельный текст Даниила, целиком согласен: Горестный коллективный плач по поводу посещения Хирургом гайдаровского форума меня удивляет. По-моему, все…

  • (no subject)

    Надеюсь, что лиха беда начало. ЕСПЧ присудил первую компенсацию Даниле - пока за долгий арест....Исков наших там много, хочется верить хоть в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments