Илья Константинов (ivkonstant) wrote,
Илья Константинов
ivkonstant

Эфир на Эхо - 2

начало здесь.

В эфире программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. Продолжаем наш выпуск. Любая диктатура обречена на крах в тот момент, когда ее оппоненты преодолевают страх перед репрессиями.

Четверть века назад, в разгар горбачевской перестройки, группа советских диссидентов и правозащитников объединилась в Демократический союз. Это была первая открыто провозгласившая себя оппозиционная политическая партия в СССР. Инициатором и деятельным участником ее создания стала инакомыслящая с большим тюремным стажем Валерия Новодворская.

Очевидные заслуги Демсоюза в свержении тоталитаризма признает писатель Виктор Шендерович.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Валерия Новодворская – один из немногих примеров честного политика. У нее есть идеология, у нее есть идеология, и она один из совсем немногих, кто заплатил и платит своей жизнью за свою идеологию.

Большой роли, наверное, в разрушении Советского Союза Демократический союз Новодворской не сыграл. Если бы не некоторые объективные, извините, марксистские закономерности, да, то, значит, одним Демократическим союзом ничего бы с Советский Союзом не случилось от Демократического союза. Но это та капля, которая в том числе и точит камень. И, безусловно, следует сказать о фигуре самой… собственно, я не очень понимаю, что такое Демократический союз, я думаю, что правильнее говорить о фигуре самой Валерии Ильиничны, вполне уникальной фигуре человека с совершенно ясным и максималистским мировоззрением.

В. КАРА-МУРЗА: Как радикально оппозиционная партия Демсоюз приобрел известность после проведения целого ряда запрещенных демонстраций и митингов в центре Москвы и Санкт-Петербурга. Тем самым Демсоюз проломил гнилую стену существовавшего режима, - утверждает журналист Максим Шевченко.

М. ШЕВЧЕНКО: Эмоциональное значение сыграла огромное тогда просто. Когда в Питере во время демонстрации Демсоюза ОМОН отказался его разгонять, несмотря на прямой приказ, и когда руководитель бригады ОМОНа сказал генералу: «Сам бери дубинку и сам иди бей этих ребят», - это говорило о том, что система стала настолько картонной, что вот-вот рухнет. За это, конечно, спасибо Демсоюзу, за то, что они позволили показать гнилое нутро этой власти. Другое дело, что мы не воспользовались тем, что нам показали.

В. КАРА-МУРЗА: В качестве основной задачи Демсоюз ставил изменение общественного строя в СССР. В учредительных документах молодой партии предлагалось упразднение КГБ и проведение процесса над его руководителями как преступниками, совершившими преступление против человечности.

Полноправным участником процесса демонтажа СССР считает Демсоюз историк Николай Сванидзе.

Н. СВАНИДЗЕ: Я думаю, что Демсоюз, может быть, какой-то такой принципиальной роли не сыграл, но он просто был частью того большого демократического движения, которое поспособствовало не просто гибели Советского Союза, а мирной гибели Советского Союза. Потому что Советский Союз погиб не по политическим причинам, а по экономическим. Но его смерть могла оказаться смертью для всех граждан, которые в нем жили – этого не произошло. Я думаю, что вот эти демократические силы, они во многом… им мы должны быть благодарны за то, что вот все произошло так мирно. Что касается самой Валерии Ильиничны Новодворской, она человек кристально чистый и очень масштабный.

В. КАРА-МУРЗА: Все годы Перестройки Демсоюз принципиально бойкотировал официальные выборы как недостаточно демократические и боролся за созыв Учредительного собрания.

Вклад Демсоюза в радикальное преобразование общества признает политолог Глеб Павловский.

Г. ПАВЛОВСКИЙ: Я с уважением отношусь к Валерии Ильиничне в прошлой эпохе, в эпохе движения демократического, диссидентского движения. Но скептически отношусь к ее политической деятельности в новую эпоху, где, по-моему, она как бы заняла место такое какого-то условного, условной позиции. Вот у нас есть как бы некий фиктивный патриот Жириновский и у нас есть некий фиктивный радикал в лице Валерии Ильиничны. При этом мы хорошо знаем, что ни Жириновский никому ничем не угрожает, значит, ни Валерия Ильинична никакой революции не устроит. Но вот есть такая медийная игра, и она в нее упоительно играет.

В. КАРА-МУРЗА: На исходе Перестройки против активистов Демсоюза регулярно стали возбуждаться уголовные дела на основании закона об оскорблении чести и достоинства президента СССР. Их непременным фигурантом являлась Валерия Новодворская.

Заслуги ветерана непримиримой оппозиции подчеркивает писатель Дмитрий Быков.

Д. БЫКОВ: Валерия Новодворская – выдающееся эстетические явление, и все, что укрупняет это явление, идет на пользу российской культуре.

В. КАРА-МУРЗА: Фирменным стилем Демсоюза была организация уличных митингов в отсутствии санкции на их проведение. Один из них, 21 августа 1988-го года на Пушкинской площади в Москве, был посвящен 20-летию годовщины ввода советских танков в Прагу. Он был жестоко пресечен сотрудниками правоохранительных органов. Из 300 участников были задержаны милицией более 50, 13 из них получили по 15 суток административного ареста.

Не склонен преувеличивать заслуг своих антиподов по взглядам на оппозиционное движение писатель Эдуард Лимонов.

Э. ЛИМОНОВ: По-моему, Демсоюз – это два человека. Мне кажется, это Новодворская и Боровой. Вот они ходят, как лиса Алиса и кот Базилио. Я не разделяю экстремистских взглядов Валерии Ильиничны, она не разделяет, наверное, мои взгляды. Ну, что можно сказать? Это наши современники. Какие есть, такие есть. Куда от них денешься?

В. КАРА-МУРЗА: Наиболее массовым несанкционированным митингом Демсоюза был митинг на Пушкинской площади в апреле 89-го года в знак протеста против подавления мирной демонстрации в Тбилиси. Спустя месяц на очередной протестной акции Демсоюза выступал народный депутат СССР Борис Ельцин.

Времена Перестройки изобиловали экзотическими инициативами, - вспоминает писатель Михаил Веллер.

М. ВЕЛЛЕР: 25 лет назад возникло много организаций: и Депутатская межрегиональная платформа, и чего там в те времена только ни было. И удивительное создание спецслужб партия «ЛДПР», и еще какая-то маленькая партия, созданная Чубайсом-старшим, Игорем Борисовичем. И все оно года до 94-го играло, разумеется, свою роль по изменению страны, по разрушению старых институтов и представлений, чтобы нельзя было вернуться обратно. Когда к 95-му году роль этих образований была отыграна, их просто убрали со сцены.

В. КАРА-МУРЗА: За прошедшую эпоху перемен власть постаралась маргинализировать форму протеста, практикуемую Демсоюзом, и сейчас оппозиционеры лишь заполняют отводимую им нишу, - считает публицист Леонид Радзиховский.

Л. РАДЗИХОВСКИЙ: В шоу на телевидении роль Новодворской была довольно велика. Последнее время она не появляется в этих шоу – соответственно, ее роль тоже не велика. А политическая роль Союза, его членов и Новодворской равна нулю, что, впрочем, не говорит плохо о Новодворской. Точно так же, как равна нулю роль Лимонова и его партии, и еще десятка других шоу, которые раскручиваются все это время, ну, как шоу средней руки.

В. КАРА-МУРЗА: Тем не менее, свое неповторимое место в истории последних 25 лет отводит Демсоюзу экономист Сергей Алексашенко.

С. АЛЕКСАШЕНКО: Российскую историю последних двух десятилетий сейчас даже написать невозможно. Я думаю, что этим займутся лет через 100. И то там, надеюсь, что не будет одного учебника истории, который, там, даст абсолютно верное изложение истории того, что происходило у нас в России на рубеже XX и XXI веков. Несомненно, что Валерия Новодворская является фигурой, которая, ну, она не политик, она никаких в смысле должностей не занимала. Но, несомненно, она относится к тому, что принято называть интеллектуальной элитой общества, чьи мысли не только имеют право на существование (любой человек может излагать свои мысли, да?), чьи мысли принимаются во внимание многими людьми, независимо от их политических взглядов. Поэтому свое место в истории у нее точно будет.



В. КАРА-МУРЗА: Напомню, что гость нашей студии – политик Илья Константинов. Илья Владиславович, какими вам вспоминаются 80-е годы, конец, в частности, 88-й год, когда возникли первые демократические партии, организации, в частности, Демсоюз?

И. КОНСТАНТИНОВ: Да, я хорошо помню это время. Именно в 88-м году, собственно говоря, и я «вышел из подполья», вылез из своей котельной, в которой просидел перед этим несколько лет в Санкт-Петербурге, тогда в Ленинграде. Да, это было время больших надежд, время общественно-политического кипения. Создавались всевозможные общественные организации. Вот именно тогда появился Демократический союз как такая резко оппозиционная антикоммунистическая антисоветская структура.

Активисты Демсоюза считали, что участие в выборах – это в той или иной форме легитимация власти, что идти на это нельзя, нужно занимать принципиальную позицию, нужно добиваться резкого одномоментного слома всей системы. Жизнь показала, что это не так. Участие в выборах… сначала, вот я помню, мы участвовали, так сказать, в выборах народных депутатов СССР, помогая, так сказать, сторонникам демократической линии, затем участвовали в выборах народных депутатов России, очень успешно участвовали. Тогда существовало несколько демократических структур в Ленинграде и в России, которым удалось добиться очень большого успеха на этих выборах. Достаточно сказать, что в Ленинграде, вот собственно по городу, ни один кандидат на выборах в Верховный совет Российской Федерации, ни один кандидат, который не был поддержал демократическим движением, не сумел пройти, ни один. Это была полная, стопроцентная победа, полный успех.

К чему я это сейчас вспоминаю, для чего я об этом говорю? Потому что ведь сейчас снова эти разговоры идут: участвовать, не участвовать в выборах, системная, внесистемная оппозиция. Мне кажется, что сегодня это вновь актуально и очень важно. И вновь, как и 20 с лишним лет назад, я скажу, что в выборах надо участвовать, несмотря ни на что. Несмотря на то, что я прекрасно знаю, как работает этот механизм, несмотря на то, что я отдаю себе отчет в том, что выборы все, в той или иной степени, сегодня в России фальсифицируемы, в той или иной степени, не смотря на то, что система избирательных комиссий, которая выстроена в нашем государстве, напоминает вообще армейскую систему и строится по принципу, так сказать, сверху вниз, а не снизу вверх, как должно было бы быть в демократическом обществе.

Не смотря на все это, я считаю, что в выборах участвовать необходимо, по очень многим причинам. Во-первых, потому, что нужно использовать даже малейший шанс прохождения в представительные и законодательные органы власти. Во-вторых, потому что участие в выборах дает хороший материал для разоблачения действий власти. В-третьих, потому что участие в выборах – это школа, политическая школа, в которой обкатываются, там, сотни, тысячи молодых начинающих политических активистов. Есть и другие обстоятельства. Но по совокупности я бы сказал: обязательно, на мой взгляд, участие в выборах, для оппозиции в России сегодня обязательно.

В. КАРА-МУРЗА: Спасибо. Напомню, что сегодня гость нашей студии – политик Илья Константинов, отец Даниила Константинова, политзаключенного, члена Координационного совета оппозиции.



Государство готово терпеть любые издержки, если речь идет о поощрении лояльности к действующей власти.

Недавнее помпезное открытие новой сцены Мариинского театра в Северной столице наблюдатели расценили как дополнительное поощрение его художественного руководителя Валерия Гергиева, демонстрирующего свою близость к власти. При этом сомнительный с архитектурной точки зрения новодел явно выбивается из стилистики города на Неве, - признает историк Николай Сванидзе.

Н. СВАНИДЗЕ: На мой взгляд, выбивается. Но здесь ведь такая штука есть: надо посмотреть, как будет. Я не готов, я не готов сразу однозначно говорить, потому что в свое время, когда был поставлен в Лувре этот… была поставлена эта стеклянная пирамида, и все говорили: «Ой, какой ужас, вообще надо стреляться». А еще раньше, когда Эйфелеву башню поставили к выставке больше ста лет назад в Париже, тоже говорили: «Все, это разрушает Париж, Париж на этом кончился». Потом оказалось, что это стало одним из символов Парижа. Поэтому, на мой взгляд, это не вписывается, мне это не нравится, но я не готов выступать истиной в последней инстанции.

В. КАРА-МУРЗА: Ценители музыкального искусства признают бесспорный талант маэстро Гергиева и ставят на первое место его профессионализм. Бескорыстным поклонником оперы считает себя политик Эдуард Лимонов

Э. ЛИМОНОВ: Я оперу люблю. Я, по-моему, сидел в тюрьме и хотел пойти как раз в Мариинский театр, когда Гергиев объявил, что вот сейчас будет сразу пять опер Вагнера. Я и Вагнера очень люблю. Но я сидел в это время в тюрьме. Вообще я в Мариинском театре был как таковом, но старом.

В. КАРА-МУРЗА: Лояльность руководителя Маринки была недавно вознаграждена включением в список первоочередных кавалеров звания Героя труда, однако это ничуть не вредит его профессиональной репутации, да и новое здание, подаренное ему властями, не так уж выбивается из петербургской стилистики, - считает писатель Дмитрий Быков.

Д. БЫКОВ: Смотря из какой. Есть несколько петербургских стилистик. Из петербургской стилистики XVIII-XX веков – безусловно. Из петербургской стилистики XXI, эклектической, прежде всего, не выбивается ничуть.

В. КАРА-МУРЗА: На место будущих экскурсоводов попытался поставить себя культуролог Даниил Дондурей.

Д. ДОНДУРЕЙ: Конечно же, это не здание, которым будет гордиться этот город искусствоведы будут приводить туда туристов или будущих… ну, не знаю, интеллектуальную элиту страны и просто молодых людей Петербурга. Они, конечно же, будут показывать главное здание, Маринку 1, а потом пальцем издалека показывать: а вот там еще есть какая-то стекляшка. Одни называют это торговым центром, но не в этом дело. Там раз в год или два раза в год поют великие певцы, а у пульта стоит замечательный режиссер.



В. КАРА-МУРЗА: Напомню, что сегодня наш гость – политик Илья Константинов. Как вы считаете, как коренной санктпетербуржец, новое здание Мариинского театра выбивается из архитектуры Северной столицы или это плата за лояльность его руководителю?

И. КОНСТАНТИНОВ: Ну, я не архитектор и не критик, могу высказать только свою точку зрения и точку зрения своих друзей, с которыми мне приходилось обсуждать эту тему. Да, среди коренных питерцев есть мнение, что, так сказать, новое здание архитектурно не украшает Северную столицу. Хотя, вместе с тем, я слышал о том, что, так сказать, по своему функционалу, по своему внутреннему, так сказать, устройству и комфорту это здание вполне современное и удобно и для зрителей, и для актеров. Но, еще раз говорю, питерцы очень трепетно относятся к своему городу, к его внешнему облику, к его, как это иногда говорят, аутентичности. И я понимаю, почему любая попытка изменить привычный глазу архитектурный облик Северной столицы вызывает такие бурные эмоции, понимаю и разделяю их.

В. КАРА-МУРЗА: Да, вот как вы считаете, тут сыграло свою роль то, что карт-бланш дан руководителю Мариинского театр Гергиеву, который является доверенным лицом президента?

И. КОНСТАНТИНОВ: Ну, да, мы знаем, что Гергиев – и не только доверенное лицо президента, но недавно удостоился новой, вновь учрежденной награды, если мне память не изменяет, Герой труда это сейчас называется. Это большая, наверное, честь для этого заслуженного деятеля культуры и искусства нашей страны. Но зная нравы, так сказать, российского истеблишмента, думаю, что у нас все всегда связано. И, так сказать, политическая лояльность вознаграждается прямо и непосредственно в материальном измерении, в материальном выражении. Не знаю, как вот в данном конкретном случае, насколько это, так сказать соответствует, слухи соответствуют действительности. Не хочется, честно говоря, об этом думать, потому что как художник и организатор Гергиев, конечно, так сказать, общепризнанная величина. Маэстро. Вот. Ну, его политические пристрастия… ну, его политические пристрастия – в конечном счете, это его дело, так скажем.

В. КАРА-МУРЗА: Да, и как по-вашему, станет ли это примером для других деятелей культуры и искусства, что вот будь ближе к власти, и к тебе потянутся, что называется, деньги?

И. КОНСТАНТИНОВ: Ну, я думаю, что это не новость для деятелей культуры и искусства, это, мягко говоря, не новость, особенно в России, где, так сказать, на протяжении веков принцип близости к власти был решающим для определения творческой судьбы художника. Печально, что в этом плане за прошедшие, так скажем, 200-300 лет практически ничего не изменилось. Будем надеяться, что эпоха Путина – это последняя, так сказать, византийская эпоха в России, последний период, когда художник вынужден кормиться с руки властителя. Мне хочется верить в то, что уже через 10-15 лет Россия будет другой.

В. КАРА-МУРЗА: Большое вам спасибо за участие в нашей сегодняшней программе. Напомню, что гостем нашей студии был политик Илья Константинов, отец политзаключенного Даниила Константинова, члена Координационного совета оппозиции.

Это все о главных новостях уходящих семи дней. Вы смотрели и слушали программу «Грани недели», в студии работал Владимир Кара-Мурза. Всего вам доброго.

http://www.echo.msk.ru/programs/graniweek/1071310-echo/?utm_source=twitterfeed&utm_medium
Tags: СМИ, акции, беззаконие, интервью, общество, оппозиция, политзаключенные, политика, репрессии
Subscribe

  • (no subject)

    Почему они его так боятся? Это же настоящая загадка века. Сначала боялись произносить вслух его имя, как будто в имени его таится некая мистическая…

  • (no subject)

    Дельный текст Даниила, целиком согласен: Горестный коллективный плач по поводу посещения Хирургом гайдаровского форума меня удивляет. По-моему, все…

  • (no subject)

    Надеюсь, что лиха беда начало. ЕСПЧ присудил первую компенсацию Даниле - пока за долгий арест....Исков наших там много, хочется верить хоть в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments