Илья Константинов (ivkonstant) wrote,
Илья Константинов
ivkonstant

Category:

Бесконечная Гражданская - 3

Скучная тема: противостоянии модерна и традиционного общества в России. Утомленный читатель, зевая, скажет: ну вот, сейчас о Чаадаеве заговорит. Лучше бы анекдот какой-нибудь про Новодворскую рассказал. А что, ее сравнивали с Петром Яковлевичем, по принципу: "два сапога- пара", дескать, оба сумасшедшие и Россию не любят.
Не знаю, как Валерия Ильинична, а Чаадаев был еще тот "сумасшедший". Не даром именно с ним Пушкин сравнивал своего Евгения, называя его "франтом". Надо полагать, знал человек толк в светских удовольствиях.


А "Философические письма" Чаадаева вызывающе, я бы сказал, до неприличия, актуальны. Хотя (а, может быть, именно потому, что) дышат злой обидой на отечество.

Патриотизм у него своеобразный:" Мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось".

Согласитесь, кажется, что это сказано в ответ на выступление Владимира Путина на заседании Валдайского клуба.
Речь идет о главном, о том что составляет самую суть путинской контрмодернизации, о "государстве-цивилизации". И для Чаадаева и для Путина очевидно, что Россия как раз таковой была и остается.

Но для Владимира Владимировича это обстоятельство является предметом гордости и великодержавного восторга, а для Петра Яковлевича - личной и общественной трагедией.

А то, что этих двух деятелей отечественной истории разделяет без малого двести лет, лишь подтверждает точность
поставленного диагноза: "Мы стоим как бы вне времени".

Однако не только у столпов власти найдем мы интеллектуальные престранные параллели с идеями Чаадаева. Помните бурную дискуссию, развернувшуюся в после скандала с "Пусси Райот"? Сколько было сломано копий. Какие только предложения ни высказывались: от восстановления симфонии Русской православной церкви и государства, до требования немедленно реформировать РПЦ.

А смотрите, что писал в начале 30-ых годов позапрошлого века официально объявленный сумасшедшим Петр Чаадаев: "Почему, наоборот, русский народ попал в рабство лишь после того, как он стал христианским, а именно в царствование Годунова и Шуйских? Пусть православная церковь объяснит это явление".

В конечном счете, именно православию этот "чудак" (по мнению окружающих) и предъявлял счет за вечный российский "застой" (кстати, это словечко ввел в общественно-политический оборот вовсе не Горбачев, а тоже Чаадаев).
С "Философических писем" и началась в российском обществе дискуссия (то открытая, то замаскированная, в зависимости от строгости цензуры) об историческом выборе России, которую принято называть "борьбой славянофилов и западников".

Первые отстаивали традиционные ценности: православие, самодержавие, сельскую общину, артельный дух и пр.
Вторые выступали за либеральные реформы, свободу капитала, развитие науки о образования по западно-европейскому образцу.

Но вот что интересно: и те и другие почти единодушно выступали за отмену крепостного права (видимо, оттуда и пошло прекраснодушное убеждение нашей интеллигенции, что "свобода лучше, чем несвобода").

Вообще, нужно иметь в виду, что противопоставление этих двух направлений русской общественной мысли довольно условно. И те и другие были сторонниками просвещения, один из "отцов" славянофильства Алексей Хомяков обожал Англию и отзывался об образе жизни островитян с нескрываемой симпатией. Правда, до покупки "Челси" или что-то вроде того он не докатился.

Были между славянофилами и западниками и другие точки пересечения, например, многие русские социалисты, привезшие модное учение из Европы, так же как и славянофилы, уповали на традиционную передельную общину, что отозвалось потом вплоть до колхозов.

Короче говоря, без особой натяжки можно утверждать, что и западничество и славянофильство были сугубо элитарными течениями, и никак не касались образа жизни и склада мыслей большинства русского крестьянства, традиционализм которого был куда глубже и последовательнее, чем отчасти "игрушечное" славянофильство.

Здесь уместно поговорить о том значение, которое я вкладываю в понятие "традиционное общество", поскольку его иногда трактуют слишком узко, подразумевая под ним исключительно сообщество доиндустриальных людей, этаких благородных"детей природы" из романов Фенимора Купера.

На самом деле, традиционное общество - это всякое человеческое сообщество, где ведущую роль играют не рациональные мотивации (закон, договор, расчет, здравый смысл), а иррациональные стимулы (традиция, привычка, вера, авторитет). Традиционное общество - это общество, где господствует коллективная личность - "Мы", общество естественной иерархии, подчинения и круговой поруки.

Чтобы найти его примеры, не нужно отправляться в дебри Амазонии: сицилийская мафия, тюрьма, казарма, уличная компания подростков и ОВД "Дальний" отчасти организованы по тем же принципам. Не обязательно столь криминальные примеры - это могут быть и землячества, и фанаты эстрадных звезд, ну и, конечно, семья: не только в экзотической Индии, но и у ваших соседей, нередко является традиционной.

Нужно понимать, что межличностные отношения - в основе традиционны. И всякое общество в своей социальной глубине по преимуществу традиционно.

Традиционное общество приспосабливается к любым условиям, мимикрирует под модерн и постмодерн, воспроизводя себя снова и снова в самых продвинутых с точки зрения научно-технического прогресса обществах.

Тем не менее, в обществе модерна вылупляется "Я" (индивидуальная личность из коллективной), но в обществе постмодерна уже избыточно свободное "Я", теряя систему координат, начинает расплываться, терять свою монолитность, множится.

Современный человек со свободой "Я" получил все большую свободу выбора. Работа, место жительства или родина, семья, конфессия, язык, уже и гендерная принадлежность могут меняться неоднократно в течение жизни. А вместе с ними сдвигаются и характеристики личности, как формы психологической адаптации человека к окружающей социальной среде. Личность-трансформер. Это наметившаяся тенденция, которая еще только набирает обороты.

Еще 50-100-200 лет назад общественная драматургия строилась на столкновении целостных ограненных личностей друг с другом и с социальными институтами. Вся эпоха романтизма насыщена бесконечными драмами самоутверждающегося "Я".

Сегодня температура плавки личности заметно упала. Ограниченное физическое тело человека с трудом вмещает в себя вереницу разнообразных вариативных "Я". Но конфликтность общества от этого не уменьшается, лишь нарастает, приобретая отчасти шизофренический характер.

Это общемировая тенденция (Запад). И в середине XIX века самые чуткие люди Европы уже улавливали первые признаки приближающийся болезни.

А в России в это время только-только начинался демонтаж традиционного общества, несущие конструкции которого, как умели, по-своему, расшатывали и западники и славянофилы, и спешащая им на смену разночинная интеллигенция.

продолжение будет.
Tags: Россия, история, общество
Subscribe

  • (no subject)

    О том, что такое голодовка в тюрьме я знаю не понаслышке. Это — крайнее во всех смыслах слова средство борьбы с беспределом системы. Поэтому…

  • Кто как обзывается…

    К этим словам Путина принято относится скептически, а ведь в данном случае он абсолютно прав. Особенно по отношению к тому. что происходит в России.…

  • (no subject)

    В ожидании развязки очередного этапа вечной холодной войны, когда уже понятно будет, куда дует ветер истории, и не потребуется, как сейчас,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • (no subject)

    О том, что такое голодовка в тюрьме я знаю не понаслышке. Это — крайнее во всех смыслах слова средство борьбы с беспределом системы. Поэтому…

  • Кто как обзывается…

    К этим словам Путина принято относится скептически, а ведь в данном случае он абсолютно прав. Особенно по отношению к тому. что происходит в России.…

  • (no subject)

    В ожидании развязки очередного этапа вечной холодной войны, когда уже понятно будет, куда дует ветер истории, и не потребуется, как сейчас,…