Илья Константинов (ivkonstant) wrote,
Илья Константинов
ivkonstant

Category:
Ностальгия по завалинке.
Иногда в меня закрадывается подозрение, что чем больше мы — политизированные россияне — говорим, тем меньше влияем. Ну или наоборот: чем меньше влияем, тем больше говорим.
Невольно вспоминается известная поговорка: собаки лают, а караван идет. И хотя среди этих собак встречаются чрезвычайно симпатичные экземпляры, а погонщики каравана не вызывает никаких симпатий, нельзя не признать очевидного — направление движения каравана от нас практически не зависит.
На самом деле вся прогрессивная (равно как и реакционная, также ни на что не влияющая) общественность это прекрасно понимает.  И просто ждет, когда верблюды сами переломают себе ноги.
Но прекращать волнующие разговоры «за политику» не собирается — напротив, только наращивает децибелы.
Почему?
На мой взгляд тут работают факторы разного порядка.
Во-первых, психологическая компенсация собственного бессилия. Особенно впечатляюще выглядит распространившаяся в последние годы практика публичного поношения почивших врагов.
Под лозунгом: «Ничего, кроме правды».
Во-вторых, бессознательный (а иногда и осознанный) мистицизм россиян, коренящийся в древних магических ритуалах. Не даром такое внимание было приковано к якутскому шаману.
В-третьих, слабая, но не угасающая надежда на то, что исповедуемая тобой идеология овладеет массами.
В принципе, эта надежда не лишена оснований. Проблема лишь в том, что многие спикеры (будучи абсолютно внушаемыми) в действительности  сами относятся не к субъектам, а к объектам пропаганды.
В-четвертых, стремление в процессе непрекращающегося диалога отделить «своих» от «чужих», создав устойчивую и влиятельную референтную группу, позволяющую решить экзистенциальную проблему одиночества (или создать иллюзию решения).
Ну и банальная скука, уверен, играет не последнюю роль в этом великолепном спектакле под названием «общественное мнение».
Вдумавшись можно заметить, что все перечисленные (и не перечисленные) мотивы в совокупности сводятся к ностальгии по утраченной деревенской завалинке.
Ведь в основном именно на завалинке наши далекие (и не столь) предки решали вышеперечисленные психологические проблемы.
Не только, конечно: еще и в церкви, и в кабаке…
Но и церковь и кабак — в основном по праздникам.
А завалинка — перманентно.
Мне кажется, мы вообще преувеличиваем уровень урбанизации России.
Ну и что, что примерно 75 процентов из нас проживает в городах?
А какая часть из них  — горожане в первом-втором поколении, не разорвавшие еще пуповины, соединяющий их с деревней?
Точной статистики у меня нет, но косвенно об этом можно судить по популярности .самого «народного из народных» музыкальных жанров — частушек.
Так вот русские частушки «под драку» группы Отава Е за пять лет набрали на Ютубе более 30 млн. просмотров.
Выше по рейтингу только бессмертные матюги «Ленинграда», что тоже свидетельствует о «посконо-домотканном» характере нашего самосознания.
Ничего удивительного в этом, конечно, нет — массовая урбанизация началась в России немногим более века назад, для истории —  мгновение.  Поэтому большинство из нас еще не освободилось от глубинных основ крестьянской психологии, первое место среди которых, на мой взгляд, занимает фатализм, как следствие тотальной зависимости от окружающей среды.
Как ни крутись, а нагрянет засуха и конец урожаю.
Как ни крутись, а придет «человек с ружьем» и все отнимет.
Как ни крутись, а прикажет начальство — отдашь последнее.
Отсюда отношение к обществу, как к объективной реальности, совершенно не зависящей от воли и желания человека.
Остается только сидеть на завалинке, лузгать семечки да перемывать косточки соседям.
А что сверх того, то от  Бога (или от Лукавого), но уж никак не от желания и воли конкретного человека.
Россия, блин!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments