Илья Константинов (ivkonstant) wrote,
Илья Константинов
ivkonstant

Categories:
Кто еще дышит самостоятельно? Дайте знак.
Боже, какие же мы раздерганные люди!
Мы все.
Ну, может быть и не все, а те, с кем мне преимущественно приходится общаться.
Очно и заочно — онлайн и оффлайн.
Задыхающиеся от собственной сложности.
Только не произносите слово «интеллигенция», а то мы совсем запутаемся в коннотациях.
Наверное есть люди попроще. Не задающие себе лишних вопросов.
Да наверняка есть, я помню их по своей прошлой жизни.
Эти простые люди в большинстве относились к двум основным категориям: простые простецы и простые подлецы.
Первые — как бы это покороче описать — изнурительный физический труд и алкоголь (мужчины).
Или — изнурительный физический труд, семья, дети, пьющий муж (женщины).
Некоторые счастливцы, прошедшие торной дорогой «ребенка из хорошей семьи» от рождения до пенсии, не представляют себе, что такое по-настоящему тяжкий труд.
И слава богу, если вам не пришлось окунуться в этот «животворный» процесс.
Просто проверьте на слово, что бывает работа, после которой только поесть да выпить.
А еще лучше — выпить и закусить.
Тут не до интеллектуальных изысков и нравственных метаний.
Подножье жизни.
Вторая категория — простые подлецы — как правило вовсе никогда не работает, а только имитируют полезную деятельность.
Ну или (как вариант) немного потрудившись в ранней молодости и, быстро уяснив, что чем тяжелее труд, тем меньше вознаграждение, путем несложных умозаключений приходят к золотому правилу: «где бы ни работать, лишь бы не работать», и дальше уже таких проколов не допускают.
Это люди, искренне уверовавшие, что человек — та же скотина, только злее и изворотливее любого зверя.
Что управляют им инстинкты, мозг лишь инструмент обмана, а нравственные императивы — разводка для лохов.
Многие из них  — очень цельные в своей подлости натуры.
Настоящие «цари горы» —  каждый на своем холме или пригорке.
Есть еще одна категория людей, не задающих себе лишних вопросов —простые фанатики.
Те, кто однажды, обычно в юности, перенапрягся в поисках смысла жизни, почувствовал, что земля ускользает из под ног и ухватился за первую подвернувшуюся идею. Не важно какую — лишь бы глобальную и не вполне реализуемую ( чтобы, не дай бог, не искать потом новую).
Это отдельный психологический феномен, заслуживающий пристального изучения, но встречающийся не так часто, как два предыдущих. На наше счастье. А то бы мы никогда не вылезали из революций и гражданских войн.
Эти основные типы простецов — как островки твердой земли на болоте.
Плохие они, или хорошие, но по крайней мере предсказуемые — ногу можно поставить.
А вокруг — колышущаяся топь мятущихся человеческих душ, ищущих, за какую бы соломинку ухватиться в быстротечном процессе погружения в бездну небытия, именуемом жизнью.
А ухватиться-то толком не за что.
В Бога по-настоящему, без интеллектуального лукавства, мало кто верует.
Так, чтобы на полном серьезе — со всеми заповедями, чистилищем, адом, раем.
Для такой веры, как правило, требуется воспитание в религиозной семье, где даже сомнение в бытие Бога не допускается.
А детям и внукам пионеров, комсомольцев и коммунистов самостоятельно, на одном умствовании, такую веру в себе выковать трудно.
Но без настоящей веры (или настоящей простоты) жизнь рискует превратиться в лихорадочную гонку за ускользающим бытием. Скорее, скорее успеть вскочить на подножку проходящего мимо поезда, неважно откуда, куда, лишь бы  было движение (или хотя бы его иллюзия), лишь бы «звенели колеса, стучали вагоны, гармошечка пела «Вперед».
А поездов много, расписание меняется, пункты назначения растворяются во времени, как сахар в горячем чае.
Как сориентироваться?
Сложность ориентировки на местности усугубляется размытостью социальной оси ординат.
Когда-то все было просто: есть аристократия и есть плебс — верх и низ.
Верхи повелевают, низы подчиняются.
Верхи задают тон, низы послушно стараются его усвоить: язык, нравы, искусство, образ жизни, моды — во все был верх и низ.
И, как бы ни хорохорились низы, в глубине души все прекрасно понимали: самым смешным частушкам далеко до «Хованщины».
А нынче все перевернулось: единственный критерий — спрос, а спрашивают доступное.
Частушки в топе.
Социальное пространство теряет объемность, становится одномерным.
Соответственно, единственный и универсальный способ ориентации в этом пространстве - бежать за толпой.
Но толпа мечется, как косяк мелкой рыбешки: ударил по воде — шарахнулись, бросил подкормку — приплыли.
Схожая реакция на раздражитель.
Обмануть элементарно, манипулировать — одно удовольствие.
Золотая эпоха для тех, кто ловит рыбку в мутной воде.
А ее ловят в промышленных масштабах.
И там, и здесь — во всех морях и океанах.
Тоталитаризм, как новая норма.
И даже борясь с ним, ты лишь меняешь его обертку.
А знаете, что самое унизительное?
Даже видя забрасываемую сеть издали, ты не можешь от нее увернутся — ликующая (или негодующая) толпа снесет тебя, как щепку в весеннее половодье.
И чуть ли не единственное оставшееся утешение — констатация того, что ты все это осознаешь.
А, следовательно, пока еще, существуешь.
В отличие от тех, кто уже полностью растворился в коллективном бессознательном.
Слава богу, живые еще остались.
Хотя и в меньшинстве.
Может быть, пришло время, как на закате античности, уходить в новые обители и пустоши, взбираться на столпы (хотя бы в онлайне) чтобы сохранить искру свободной человеческой мысли? 
История знает и не такие бездны.
Человеческая эволюция движется по спирали.
Тьма рассеется.
Кто еще дышит самостоятельно? Дайте знак.
Саморецензия.
Этот маловразумительный текст вылился из автора под влиянием крайней степени раздражения.
Надоело видеть и слышать вокруг себя сплошную «Пионерскую зорьку». Куда ни глянь  — везде марширующие пионеры, просто в разных галстуках.
Примитивизация общественной жизни (и общественной мысли) становится почти невыносимой.
Пространство критической мысли сузилось до размеров кухонного разговора, причем, чаще всего  с самим собой.
Нет, автор никого конкретно не критикует.
И не указывает дорогу в «светлое будущее».
Я просто делюсь своими мыслями.
Даже, скорее, не мыслями, а ощущениями.
Subscribe

  • (no subject)

    Почему они его так боятся? Это же настоящая загадка века. Сначала боялись произносить вслух его имя, как будто в имени его таится некая мистическая…

  • (no subject)

    Дельный текст Даниила, целиком согласен: Горестный коллективный плач по поводу посещения Хирургом гайдаровского форума меня удивляет. По-моему, все…

  • (no subject)

    Надеюсь, что лиха беда начало. ЕСПЧ присудил первую компенсацию Даниле - пока за долгий арест....Исков наших там много, хочется верить хоть в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • (no subject)

    Почему они его так боятся? Это же настоящая загадка века. Сначала боялись произносить вслух его имя, как будто в имени его таится некая мистическая…

  • (no subject)

    Дельный текст Даниила, целиком согласен: Горестный коллективный плач по поводу посещения Хирургом гайдаровского форума меня удивляет. По-моему, все…

  • (no subject)

    Надеюсь, что лиха беда начало. ЕСПЧ присудил первую компенсацию Даниле - пока за долгий арест....Исков наших там много, хочется верить хоть в…