Так что же вчера днем произошло у Соловецкого камня на Лубянке?
Несанкционированная акция оппозиции или стихийное возложение цветов к Соловецкому камню в память многочисленных жертв прошлых и нынешних политических репрессий?
Вопрос риторический.
Конечно, это была акция гражданского неповиновения, но организованная таким образом, чтобы вывести ее организаторов из под удара репрессивных органов.
И в этом смысле все прошло достаточно гладко: привычного мордобоя не было, задержания проходили не слишком жестко, большинство «свинченных» оппозиционеров быстро отпустили без составления протокола.
Я тоже побывал у Соловецкого камня, продемонстрировал свою гражданскую позицию, встретил довольно много знакомых, некоторых не видал лет 20. Один даже - питерский, времен Ленинградского Народного фронта. Кстати, самые массовые акции конца 80-ых в Питере собирали не более 10000 человек. Зато на выборах победа была полная. А ведь неприятие власти тогда было менее яростным, чем сейчас. А может быть, власть тогда вела себя помягче, чем нынешняя. Это - времена позднего СССР.
Впечатления от сегодняшней акции противоречивые.
С одной стороны очень хорошо, что люди, несмотря на приличный мороз и настоящую кампанию по запугиванию, организованную в СМИ, все-таки пришли. Кстати, нас было не так мало: по моим оценкам примерно 2-3 тысячи человек. Отличие от 6 мая - мало молодежи.
С другой стороны, для ситуации, когда власть явно оборзела, и демонстрирует обществу полное к нему пренебрежение («вы никто»), нас было очень мало.
Кстати говоря, свою лепту в это внесли и некоторые «оппозиционеры», нагнетавшие страсти по поводу «Лубянской ловушки», в которую, якобы зовут своих сторонников «безответственные политики»
Какая ловушка? Мы в своем праве! Мы в своем городе, мы в своей стране. Ходим там и тогда, где и когда считаем нужным.
Оказывается, некоторых из нас очень легко запугать. Впрочем, это не удивительно, страх перед властью живет у нашего народа в генах - какой-нибудь "загогулиной". . Выветривается эта зараза медленно, если вообще...
Что дальше?
Ясно, что та волна энтузиазма, которую вызвали в обществе стотысячные протестные митинги, спала. Недовольство осталось (слышал, как материли ОМОНовцев случайные прохожие), может быть, даже усилилось, а вот энтузиазм выветрился.
Стало понятным, что с наскоку этот режим не возьмешь. Они давно ждут народного негодования, еще и удивляются, что общество так медленно просыпается, и всерьез готовятся к подавлению массовых выступлений.
Быстрой победы не будет, будет тяжелая и изнурительная борьба.
Но пообщавшись с людьми у Соловецкого камня, я понял, что многие на эту борьбу настроены. Этот год не прошел даром, мы поняли очень многое.
Поняли, что нас сотни тысяч. Поняли, что несмотря на различия в мировоззрениях, идеологиях и политических предпочтениях, мы способны договариваться. Поняли, что власть, на самом деле, нас боится.
На лицах людей я не увидел никакого уныния: да, нужно работать.
Оппозиции нужны организаторы, аналитики, финансисты…
Нужны и герои, но они у нас, слава Богу, есть..
Есть сотни, а может быть и тысячи людей, готовых посвятить свою жизнь борьбе с раковой опухолью этого режима.
Только бы лидеры не запутались во фракционных склоках, не переругались между собой, не разменяли небольшой пока капитал общественного доверия на сомнительные компромиссы с Кремлем.
Народ еще спит, но сон у него тяжелый и беспокойный – кошмары одолевают, ножки от судорог дергаются.
Думаю, что проснется он в раздражении и ярости.